Отдельно отметим, что условия договора перевозки и правила работы терминала обычно построены таким образом, что ответственность перевозчика или оператора терминала за возникновение сверхнормативного хранения практически никогда не наступает. Исключениями могут служить два момента. 1) неподача уведомления о прибытии груза; 2) технологические проблемы перевозчика или терминала, не позволяющие осуществить своевременную выдачу груза, например, поломка кранов. Неподача уведомления Доказать факт НЕподачи уведомления о прибытии контейнера бывает крайне сложно, а подчас просто невозможно. Например, морские перевозчики не принимают на себя жестких обязательств об уведомлении грузополучателя. Обычно в тексте договора морской перевозки можно встретить фразы типа: «перевозчик по возможности уведомит грузополучателя» или «грузополучатель
1 Утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 №47 'Утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 №29
должен сам проявить разумную инициативу по выяснению местонахождения груза» - При железнодорожных перевозках по России следует руководствоваться положениями ст. 34 УЖТ РФ, в которой сказано, что порядок и способ уведомления устанавливается соглашением сторон. На ряде станций практикуется простое вывешивание списка предприятий, в чей адрес прибыли грузы, такая процедура тоже считается поданным уведомлением. Проблемы перевозчиков или терминалов Технологическая неспособность терминала выдать при- бывший в ваш адрес контейнер, например поломка кра- на, будет основанием для невзыскания платы за сверхнормативное хранение, но только в том случае, если не существовало одновременно с этим иных причин, препятствующих выдаче, например незавершенное таможенное оформление. Однако если вы получаете груз в контейнере морского перевозчика или мультимодального транспортного оператора, то освобождение от хранения терминалом не будет являться для них веским основанием для освобождения от уплаты демерреджа. Сроки нормативного хранения сроки Немного о сроках нормативного хранения. Как уже нормативного говорилось выше, определение таких сроков является хранения полной прерогативой перевозчика и обычно не регулируется государственными нормами и правилами, исключение составляет железнодорожный транспорт в России и ряде государств бывшего Советского Союза, где срок бесплатного хранения установлен подзаконными актами соответствующих министерств и ведомств. Так, в России это упоминавшиеся выше Правила хранения грузов на местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом. Более не регулирует вопросы определения свободных сроков использования автотранспорта новый Устав автомобильного и городского наземного пассажирского электрического транспорта1.
|