Аутсорсинг или субподряд — это ситуация, когда организация-заказчик привлекает другие фирмы для выполнения каких-либо работ. Иными словами, у организации есть выбор: иметь собственные ресурсы или привлекать ресурсы со стороны. Как известно, привлечение ресурсов со стороны имеет определенные преимущества: увеличение эффективности производства, появление возможности фокусироваться на основных задачах компании, экономия на затратах, уменьшение объема инвестиций. Основной задачей компании, таким образом, является владение и развитие тех внутренних ресурсов и знаний, которые являются квинтэссенцией бизнеса. Так, например, многие крупные страховые компании привлекают сюрвейеров для выполнения услуг по расследованию страховых случаев, связанных со страхованием грузов и ответственностью перевозчиков, а также страхованием имущества, и это позволяет им не содержать дополнительный штат аварийных комиссаров и фокусироваться на своей основной деятельности. Некоторые компании идут дальше. Примером может служить один крупный металлургический комбинат, который отказался от собственного ОТК (отдела технического контроля) и привлек сюрвейерскую компанию для контроля качества всей своей продукции от прокатного стана до конечного покупателя. По мнению маркетолога Ф. Котлера, в настоящее время имеется общая тенденция к большему привлечению компаниями ресурсов со стороны. Стремясь повысить эффективность своего бизнеса, компании отдают «на откуп» те сферы деятельности, в которых профессионалы могут сделать работу более качественно и с меньшими затратами. Без сомнения, сюрвейерская деятельность относится к числу востребованных для аутсорсинга отраслей. Сюрвейер — это, как правило, узконаправленный спе- циалист в одной или нескольких областях товарной и транспортной экспертизы. Однако, при всей своей экзотичности для широкого круга потребителей, сюрвейерская деятельность является очень многообразной сферой деятельности. Трудно себе представить специалиста, одинаково хорошо разбирающегося в определении веса навалочного груза по осадке судна (драфт-сюрвей), в определении объема круглого леса и в определении качества мясных грузов. Поэтому для содержания сюрвейеров как штатных единиц, например, в транспортной компании потребуются, как минимум, дополнительные административные расходы, расходы на обучение, расходы на зарплату, операционные расходы. Не лучше ли переложить заботу о грузе, а также все эти расходы на плечи тех, для кого эта работа является основным, если не единственным видом деятельности?
Существует еще один не менее важный, а во многих случаях просто неоспоримый аргумент в пользу привлечения сюрвейерских услуг со стороны. Этим аргументом является независимость сюрвейерских компаний. Именно непредвзятость во многих случаях делает сюрвейера привлекательным и часто незаменимым для потребителей сюрвейерских услуг. Таким образом, становится понятно, что в тех случаях, когда сюрвейерский отчет может потребоваться для разрешения каких-либо споров, независимость сюрвейера является краеугольным камнем. Тем не менее даже в тех случаях, когда сюрвейерская компания призвана выполнить лишь вспомогательную работу (например, сортировка груза на складе), привлечение таких ресурсов по договору подряда скорее всего окажется более эффективным и экономически более привлекательным. Именно поэтому сюрвейерские услуги нашли широкое применение в различных областях транспортной индустрии — от морских перевозок грузов до складской логистики.
|