1.2.10.1. Общие положения
Особенностью договора транспортной экспедиции является то, что экспедитор может не только организовать, но и сам выполнить перевозку груза. Экспедиторы, выполняющие такие перевозки, получили название «операторы смешанной перевозки грузов» (ОСПГ). Это та ситуация, когда экспедиторская организация, не располагая собственными транспортными средствами, принимает на себя обязательства перевозчика. На практике экспедиторские компании часто являются ОСПГ (или мультимодальными транспортными операторами МТО, или перевозчиками по договору — все это синонимы), издающими от своего имени транспортные документы. Правовое положение экспедитора как принципала было разработано в условиях коносамента смешанной перевозки ФИАТА (FIATA's multimodal BL), в соответствии с Правилами Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой палаты (UNC-TADICC) в 1992 году. В 1996 году члены Международной федерации ассоциаций транспортных экспедиторов (FIATA) приняли Типовые правила, касающиеся всего спектра услуг грузового экспедирования. Эти Правила не являются обязательными к использованию, и их применение обязательно должно сопровождаться ссылкой в договоре, заключенном между экспедитором и клиентом: «Стороны согласились использовать коносамент ФИАТА для документального оформления перевозки. Коносамент ФИАТА применяется согласно «Правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАДДМТП». Действие типовых правил ограничено. Если их положения вступают в противоречие с положениями международных конвенций или национальных законодательств, то Правила не действуют.
По условиям коносамента экспедитор, как мультимо-дальный транспортный оператор, является ответственным за груз с момента принятия к перевозке до момента сдачи и отвечает за его утрату, повреждение и просрочку в доставке в полной мере, как бы сам являясь перевозчиком (так называемый перевозчик по договору). При этом фактом принятия груза считается момент издания коносамента. В российском законодательстве нигде нет прямого упоминания ни о коносаменте ФИАТА, ни о любом другом коносаменте, выдаваемом экспедитором или экспедиторской организацией, однако в ГК РФ (ст. 785) четко сказано: «Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...)». Можно полагать, что под словами «иной документ» и скрыт коносамент ФИАТА, как, впрочем, и остальные виды и разновидности коносаментов. Одновременно с этим согласно ст. 4 п. 4 Закона о транспортно-экс-педиционной деятельности: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ». Законодатель, принимая этот Закон, не дал в нем ни определения экспедиторскому документу, не сообщил о том, какую информацию он должен в себе нести. А обязав всех без исключения экспедиторов выдавать такие документы, Закон «заставил» экспедиторов стать договорными перевозчиками, т. е. теперь экспедитор должен выполнить перевозку, тогда как по ПК РФ (ст. 801) он имел право ее только организовать. Сложившаяся на сегодняшний день арбитражная практика однозначно говорит о безоговорочном отождествлении судами коносамента ФИАТА с «экспедиторским документом». Одновременно с этим следует отметить, что достаточно большое количество судей просто не понимают, что за документ такой, коносамент ФИАТА. Образец коносамента ФИАТА. (Предоставлено: «Транссибирский Интермодальный Сервис Регион» (Группа ТИС))
|